Закон и порядок
Вступил в законную силу закон, направленный на повышение эффективности борьбы с налоговыми преступлениями
До недавнего времени в Российской Федерации действовал порядок, в соответствии с которым поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях служили только материалы налоговых органов, направленные в органы следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Такой порядок являлся малоэффективным, поскольку органы Федеральной налоговой службы, не наделенные правами проведения доследственных проверок, находились в затруднительном положении при определении наличия или отсутствия в действиях налогоплательщика состава налогового преступления и, зачастую, лишь констатировали факт неуплаты налога либо сбора.
С 22 октября 2014 года в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми процедура возбуждения уголовного дела по факту неуплаты налогоплательщиком налога или сбора либо совершения иного налогового преступления значительно упрощена.
Так, получив сообщение о налоговом преступлении, следователь в течение трех дней обязан направить в налоговый орган запрос, содержащий сведения о полученных данных о неуплате подозреваемым налога или сбора, составить расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам, и вправе незамедлительно возбудить уголовное дело, при наличии к тому достаточного повода.
Налоговый орган, в котором состоит недобросовестный налогоплательщик, в течение 15-ти дней с момента получения запроса следователя обязан дать мотивированное заключение о нарушении либо о не нарушении виновным налогового законодательства. В любом случае, срок проведения проверки по сообщению о преступлении, если уголовное дело не было возбуждено в течение первых трех дней, не может превышать 30-ти дней.
Расследование налоговых преступлений относится к компетенции следователей Следственного комитета Российской Федерации.
Прокурор Нытвенского района
старший советник юстиции
Н.Н.Тройнич